Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза ДТП, которую в разных условиях граждане зачастую по разному называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из данных названий дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным, но об этом позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила свое название более 7 лет назад, подавляющее количество практикующих следователей, адвокатов, юристов, судей также продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, не уточняя конкретного вида экспертного исследования.

Из-за столь общего и абстрактного определения данного исследования, в практике часто появляются ситуации, когда в офис какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют тоже «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), приходят материалы дела, для исполнения которых необходимы знания эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков, полотна дороги).

В этих случаях возникает некрасивая ситуация, когда материалы возвращаются в судебные или следственные инстанции без должного исполнения, из-за чего установленные сроки не выдерживаются в следствии элементарной безграмотности указанных выше участников процесса.

Цели и задачи дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин, состояние проезжей части;

• состояние дороги в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения происшествия;

• установление значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение транспорта и иных объектов на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и иных объектов по полотну автодороги;

Выяснение факторов, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дорожного покрытия, отсутствие дорожных знаков, неверное расположение дорожных указателей и прочие негативные особенности обстановки.

Для проведения судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта требуется предоставлять все материалы гражданского, уголовного, административного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо полное изучение всего комплекса информации о ДТП.

Например, в ситуациях, где важной причиной происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент ДТП.